777 писал(а): (→)Тогда вопрос к И.В. По моим ощущениям, вы должны были почувствовать дыхание кризиса (больший интерес к Китаю, чем к Корее и т.д и т.п.). Или пока до нашей отрасли не дошло? Аналитики говорят по разному. Вот ВИ дает прогноз по ТВ + 25%. Некоторые дают - 20% по всему рынку. Я так считаю, что если в ноль - уже хорошо. А как другие думают/рассчитывают?
Я уже где-то писал, что кризис не сколько меняет соотношения продаж, сколько их масштабирует. Конечно чувствуем "холодное дыхание"... Прежде всего, продажи оборудования снижают обороты. Сейчас еще народ покупает то, на что финансирование было получено (или отложено) раньше и на что давно принято решение. но в дальнейшем, думаю, эта статья пострадает больше всего, потому что народ боится вкладываться в оборудование. Все затаились и ждут что будет.
Среди поставщиков кирдык первым придет к чистым поставщикам оборудования. Им придется либо впасть в состояние гибернации (сон, приближенный к смерти), либо срочняком переключаться на другие бизнесы. Первое, что приходит им в голову - отнимать хлеб у своих же клиентов (вроде Времен Года, которые продавая принтеры, активно широкопечатают). Я сочувствую Технографике, Бронко, САНу (последних не спасет и заграница - кризис везде), трудновато будет Русскому (у них мало материалов). ЗЕНОН, Гельветика, ВМТ без проблем переживут кризис благодаря широкой диверсификации бизнеса и значительной капитализации (как материальной, так и интеллектуальной).
Также, туго придется всем тем, кто активно использовал в бизнесе привлеченные (кредитные) ресурсы. Кредиты стали недоступны или невозможны, к тому же, по выданным кредитам банки повышают ставки и принуждают досрочно вернуть деньги. У кого "кровь бизнеса" - кредиты, пострадают очень сильно. Мне трудно оценивать, кто среди российской когорты поставщиков рекламного рынка больше всех использует кредиты, но думаю лакмусовая бумажка такова - если компания сейчас
идет на все для продаж, снижает цены, готова на отсрочки и вообще, пускается во все тяжкие - это верный признак "блохи на иголочке". Значит, им надо возвращать деньги и потому им дешевле продать товар по себестоимости, чем платить грабительские штрафы банкам. После распродажи склада они надолго (некоторые навсегда) исчезнут, либо сильно съежатся масштабами. В этом я, кстати, вижу положительную очистительную роль кризиса. Мелкие, ненадежные фирмы, новички и всякие любители fast-n-easy мoney всех расцветок должны умереть. Соответственно, послы кризиса монополизация рынков увеличится. Хорошая новость для сильных и надежных, плохая новость для остальных.
ЗЕНОН тоже ощущает на себе влияние перемен. Для нас это выражается в стагнации последних месяцев в сравнении с прошлогодними показателями (обычно каждый год прирост ~30-40%). "Не рост" - это уже потери. Но самыми сложными будут три первых месяца 2009 года. Вот где бизнес-голодомор пойдет. Поэтому, опасаясь зависшей дебиторки (по продажам с отсрочками), мы приостановили кредитные продажи до лучших времен. Да мы, собственно, не одиноки в этом.