Сообщение Игорь Гуржуенко » 08 ноя 2008 13:21
777, Роман
Проблема с сервисом САНа начала развиваться еще полтора года назад, когда из компании один за другим поуходили грамотные специалисты. Тогда и начался процесс развала. Ослабло внимание к поддержанию склада запчастей. Компанию начала лихорадить кадровая свистопляска (люди в компании не держались). Руководство считало - главное удержать костяк, а мясо само нарастет. К тому же, надо было за счет чего-то питать политику низких цен. Всем известно за счет чего - за счет зарплат, самой высокой статьи расходов любой компании. Инженерам всегда платили копейки (для сравнения, инженер ЗЕНОНа имеет зарплату в 3-4 раза выше) и они, понятное дело, не задерживались в компании. Постепенно вымыло весь "интеллектуальный капитал" - кругом были одни новички. Те же грамотные специалисты, что остались, уже не желали заниматься такими "низким" делом, как сервис (пусть молодежь разъезжает по командировкам). Зато они хотели удовлетворять свои инженерные амбиции в области разработок и усовершенствований... (Вот что потом, в будущем, явилось источником разрыва отношений с Фей Янгом и прекращением поставок Инфинити). Начались все эти УФ-светодиодные страсти, попытки собственных разработок. Продажи сольвентников становились все меньше, а тут еще конкуренты начали давить. Фей Янг, видя падение сбыта Инфинити и появление у них какой-то новой марки, начал давить на САН. Возникли противоречия с главным поставщиком, который отнюдь не желал, чтобы его российский дистрибьютор занялся изготовлением каких-то собственных принтеров. Возник конфликт, итогом которого стал разрыв отношений. Фей Янг обиделся на САН и начал поиски новых дистрибьюторов. Понятное дело, что склад запчастей компании САН тут же испарился и пополнять его стало неоткуда, не говоря уже о том, что денег в компании на это тоже не стало. Вампир "собственных разработок" высасывал из компании все соки. Понимая, что в России с сольвентом "халява" кончилась, а спрос на УФ-технологии в рамках одной страны крайне скуден, появились все эти довольно жалкие попытки прорваться на рынки других стран. Понятно, что маленькую и бедную российскую компанию там никто не ждал, а продажи в несколько аппаратов в год не способны удержать на плаву. Вот откуда лихорадочные, даже панические, попытки последнего времени вернуться на рынок расходных материалов (которые, впрочем, тут же разбились о нехватку оборотных капиталов).
"Чернильный завод" (который по сути является парой комнат на арендуемых площадях), который с такой помпой запускали и на который возлагалось столько надежд - себя тоже не оправдал. Чернила получаются плохие... В попытках подобрать правильный состав, уже второй год каждая следующая партия выходит не такой как предыдущая... Меняется не только состав чернил, меняются и поставщики компонентов. По сути, доверчивых покупателей превратили в лабораторных мышей, на которых отрабатываются эксперименты. А по другому и быть не может - нет финансовых резервов на то, чтобы экспериментировать за свой счет. Как результат - сотни разочарованных, порой озлобленных клиентов, которые зарекаются покупать чернила в САНе. Опять же, конкуренты не дают жизни. На рынке появились стабильные, беспроблемные, качественные чернила - кому нужны эти "подсолнечники"?
Компании типа САНа (а такие на каждом рынке имеются) не способны работать в условиях обычного рынка. Тем более, в условиях кризиса. Они появляются, расцветают и живут только в условиях подъема рынка, в условиях бума. Когда экономика России бодро шла в рост, да нежданно-негаданно подвалил бум на сольвентные принтеры, САН оказался в нужном месте и в нужное время. С началом заката бума на сольвент, дела в компании пошли значительно хуже (хотя не только это, а и грубые стратегические просчеты в управлении тоже "помогли"). Теперь же, когда в кризис компании практически прекратили инвестиции в новые для себя направления, продажи техники снизились до критически-низкого уровня. Ничего не осталось делать, как съезжать из Новосибирска в областную периферию. Иных резервов для экономии не осталось. Рекламы и так давно нигде нет... Зарплаты и так такие, что люди не задерживаются. Последний аргумент - снизить издержки на площадях.
Теперь сервис будет еще хуже... САН вынужден перебираться в областной Бердск, где и аренда дешевле, и рабочая сила не столь избалована. Последует (да и уже вовсю идет) очередная смена кадров. Не смотря на все обещания и увещевания со стороны руководства, новосибирцы не желают тратить 3 часа в сутки на дорогу. Понятно, что ожидать улучшения сервиса попросту неоткуда.
Могу сказать, что подобное развитие дел я предсказывал еще несколько лет назад. Концентрация всей деятельности на сверхузком, да к тому же еще и явно конъюнктурном сегменте - стратегически ошибочна сама по себе. Второй критической ошибкой руководства явилось то, что оно пошло на поводу у своих менеджеров (я даже знаю их фамилии), которые по сути перекроили компанию под себя, воспользовавшись профессиональной несостоятельностью учредителя. Их интересовало не финансовое благополучие компании и надежные прибыли, а самоудовлетворение амбиций (собственные принтеры, производство чернил, международный размах...). Первоначальное головокружение от успехов лишь усугубило ошибки, позволив зайти ситуации слишком далеко. Теперешние попытки заигрывать с местными чиновниками, основанные на "модной" идее инновационных российских технологий, нанотехнологий и т.д. - это последняя соломинка утопающего. Не сработает - надо будет возвращаться к пуховикам. Благо, они всегда нужны и их сбыт не подвержен коньюнктуре...
"ЗЕНОН™ - Рекламные Поставки"
Игорь ГуржуенкоПрезидент