Страница 1 из 2
Взрыв трансформатора!?
Добавлено: 02 ноя 2009 15:48
garry99
По какой причине сие может произойти? Разрывает бывает чутли не в клочья
Добавлено: 03 ноя 2009 11:48
Александр Чижов
Трансформаторы выходят из строя в 80% случаев из-за межвиткового замыкания обмоток, 19% из-за внутреннего высоковольтного пробоя, . Остальные случаи - это некачественное соединение внутренних выводов, смещение шунтов, выход из строя специальных полупроводниковых диодов, которые применяются в устройствах защиты. Однажды был случай неправильной маркировки трансформатора. Но это все экзотика.
Межвитковое замыкание , т.е. замыкание между собой соседних витков провода, покрытых тонких слоем эмали в качестве изоляции центральной медной жилы. Происходит крайне редко из-за дефекта эмали. В основном причина кроется в перегреве обмоток. Высокая температура разрушает слои эмали у соседних витков, при этом витки соприкасаются и происходит образование короткозамкнутого контура. После этого большая часть тока начинает протекать по этому контуру, что приводит к его еще большему разогреву и разрушение эмали у соседних витков. Происходит лавинообразное повышение температуры внутри трансформатора. Результат всем известен - трансформаторы выходят из строя, а визуально - в смоляном корпусе могут пожелтеть, редко - потрескаться, и крайне редко корпус может разорвать. В металлическом корпусе внешне это выглядит более привлекательно, разрушение происходит со стороны крышки.
Внутренний высоковольтный пробой возникает из-за дефектов смолы, которым заполнен или, из которой изготовлен корпус трансформатора. Есть проблема ионизации. Ведь обмотки находятся под высоким напряжением и постепенно в смолу проникают свободные электроны и ионы. Это тоже провоцирует пробой и создает условия для его возникновения. Трансформаторы в металлическом корпусе наиболее подвержены пробою, по понятным причинам. Кстати, пробой может стать причиной межвиткового замыкания и наоборот.
Причиной возникновения этих проблем в 99% случаях является неправильный расчет , монтаж и эксплуатация трансформаторов.
Хочу обратить внимание, что каждый производитель трансформаторов дает свою таблицу расчетов! Для одного типа трансформаторов они могут очень сильно отличаться! Кроме того, таблицы не истина в последней инстанции, а только руководство к действию. Все производители трансформаторов в обязательном порядке рекомендуют пользоваться измерителями рабочего тока на конкретой вывеске с конкретным трансформатором! Вы будете очень удивлены, когда окажется, что расчеты и реальность настолько отличаются!
При изготовлении неоновых трубок нужно строго соблюдать технологию! Отклонение от нее приводит к изменению нагрузочных характеристик ламп.
Приборы, которые применяются на неоновых постах, необходимо хотя бы раз в год проверять и калибровать! Практически никто после покупки неонового завода этим не занимается! Как показала практика, показания даже хороших фирменных приборов через год может отличаться на порядки!
На нашем сайте
http://www.neon-neon.ru в разделе электромагнитные трансформаторы можно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации трансформаторов. Вот
прямая ссылка.
Добавлено: 19 фев 2010 18:44
Виктор Марков
Мнение Александра почти идеально. Однако позволю себе некоторые дополнения.
Межвитковые замыкания происходят, если рабочий ток в световой линии больше верхней границы допуска. Это понятно всем. Но важнее, что в области больших токов, растут их реактивные составляющие. При этом наблюдается рост тепловых потерь в обмотках и магнитопроводе. А куда теплу деваться, если компаунд имеет низкую теплопроводность. Оно идет на разогрев изоляции. Знание этого механизма дает действенный метод борьбы с ним. Я говорю о том, что реактивную составляющую и потери в магнитопроводе можно уменьшить, если использовать косинусные (компенсирующие) конденсаторы. При этом убиваем и другого зайца - снижаем общее энергопотребление.
Все вышесказанное всего лишь одна из причин взрывов. Другая причина- в механизме поглощения и отдачи компаундом влаги (например во время дождя). Свойство поглощения влаги называют "набуханием". При набухании вода деформирует сетку химических связей. После окончания воздействия влаги под действием тепла вода частично испаряется. Этот циклический процесс приводит к образованию сначала микро, а затем и макро трещин. Кто работает с Fart-том наверняка их видел. В Tecnolux эти трещинки предшествуют взрывам. Прошу заметить, что трансформаторы Siet не взрываются (корпус то металлический). А бескорпусные трансформаторы, нужно беречь от воздействия прямой влаги. Вот такие дополнения.
Добавлено: 25 фев 2010 13:25
Кирина Елизавета
Бескорпусные трансформаторы не нужно беречь от воздействия прямой влаги. Трещины в смоле образуются не от того, что в нее впитывается вода, а из-за проблем с процессом полемиризацией на заводе. Трансформатор в работе постоянно находится в режиме нагрева-охлаждения, т.е сужения-расширения. Если процесс полемиризации прошел не корректно ( например в печах температура не была равномерна на всех стадиях), то происходит растрескивание смолы, куда уже попадает вода, что и приводит к выходу из строя трансформатора.
У Сиета я также видела подобные эффекты (см. вложения).
Добавлено: 25 фев 2010 21:37
777
А главное - правильный расчет. От брака заводского никто не застрахован. Хотя по нашим наблюдениям, Фарты самые надежные в нашем климате (морозы несильные, влажность и ее колебания - постоянные и высокие).
PS. Ладно, когда Виктор, но когда еще и Елизавета демонстрирует свои глубокие познания.
Респект!
Добавлено: 26 фев 2010 19:23
бармалей
А у меня наоборот, фарты задолбали, в основном летят на 12 кВ, а сиеты, за все время один и то видимо брак завода был, накрылся через два дня. Все сиеты в металлическом корпусе.
Добавлено: 01 мар 2010 21:30
Виктор Марков
Елизавета, Вы все же не правы. изучение свойств полимерных материалов, в том числе компаундов (применительно к проблемам приборостроения) составило процентов 80 моей диссертационной работы. Изучать приходилось и свойства набухаемости. Есть у меня и изобретения, позволяющие существенно повышать свойства заливочных компаундов: улучшать их надмолекулярную структуру и как следствие - уменьшать набухаемость. Микротрещины это проявление структурных дефектов, а локальные внутренние перегревы только усиливающий фактор, приводящий к взвывам. В случае Siet выходы из строя связаны только с браком при намотке и пропитке. Увы, эта технологическая операция каверзная, знаю по своему опыту.
Добавлено: 01 мар 2010 22:43
Кирина Елизавета
Хорошо. Но как тогда объяснить, что взрываются от набухания не все трансформаторы стоящие под дождем, а только лишь малый процент?
Добавлено: 05 мар 2010 13:22
Виктор Марков
На практике мы никогда не сталкиваемся с одной причиной. Хаще всего выстраиваются либо причинные цепочки, либо супперпозиции первичных причин. Мне много раз доводилось видеть трансформаторы Fart с трещинами и они продолжали работать какое то время, иногда годами. То есть механизм образования трещин не связан жестко с механизмом межвитковых замыканий. Но в этом случае возможна цепочка причин. Нарушение сплошности компаунда и изоляционных лаков постепенно может привести к межвитковым замыканиям. Межвитковые замыкания однозначно приводят к термовзрыву, об этом никто, надеюсь спорить не будет. Однако этот процесс может развиваться по двум механизмам. В первом случае, если причиной является брак завода-изготовителя, процесс идет быстро и другие процессы, развивающиеся медленно, практически не влияют на динамику. Другое дело, когда межвитковые замыкания возникают из-за из-за ошибок монтажа, из-за сильного недогруза трансформатора, из-за плохого качества сетевого напряжения, а так же из-за плохого отвода тепла от трансформатора. В этом случае деградационные процессы идут медленно. Поэтому происходит сложение негативных факторов. Механизм невзрывного трещинообразования, описанный мною, играет свою роль только при медленном механизме развития межвитковых замыканий усиливая его продвижение к катастрофе. Кстати, Бруно, согласился со мной, что защита бескорпусных трансформаторов, от прямой влаги желательна. Механизм набухание- испарение уму показался вполне реальным.
Добавлено: 30 апр 2010 08:15
Неон-ХЗ
Техносервисы только взрываются. Все сгорели похоже, брали штук 200, некоторые в гаранийный, некоторые после... В сиете прогорала дыра как на нижнем фото. фарты кроме 15 кВ, более-менее, но тоже перегорают. Самое лучшее - электронный. перегорел ни тебе вони ни дыма, ни замыканий. Тихо и незаметно. Выкинул и поставил новый, все одинаковые 7,5 кВ, красота
Добавлено: 16 сен 2010 11:59
Nord-32
День добрый! Вот недавно столкнулся с такой проблемой.Привезли трансформатор с крышной установки которую мы монтировали два года назад.Трансформатор был подключён к группе трубок.В одном месте между трубками было большое расстояние и были кинуты 6 метровые перемычки.Притом сами провода не сгорели как при перегрузке трансформатора.
Хотелось узнать что это могло быть?
Добавлено: 16 сен 2010 17:45
бармалей
Скорее всего транс неправильно стоял, боком кажись левым вниз. Грязь и влага забилась под крышку, шили через верхнию крышку.
Добавлено: 17 сен 2010 16:33
Александр Чижов
Возможно был слабо затянут винт крепления высоковольтного провода. Со временем контакт окислился и страл греться, а потом и шить.
Добавлено: 19 сен 2010 22:58
Just_Shurik
Влага(вода) под крышкой и не зажат болт. Блок защиты ставить надо! Так бы не мучался.....
По Фартам для нашего климата самые подходящие условия, учитывая, что у них, в отличии от Текносервис пластикавая крышка на всю длинну! Что не приводит к выходу из строя из-за попадания воды на верхнюю часть корпуса в микротрещины(зимой это очень наглядно при замерзании), если только с торцов.....
По этой причине работаю с фартами и не более 10 КВ.
Добавлено: 01 май 2012 19:49
window
А у меня транс не взорвался, а треснул...
Дело было так - горела себе гирлянда(суммарно около 2-3 метров 12 диаметра, газ один), почувствовал сильный химический запах, выхожу - трубки не светятся, транс(60) треснул с двух сторон и на ощупь - кипяток.
Скажите пожалуйста - это гарантийный случай? И из-за чего такое могло произойти?
Транс использовался в помещении как закалочный, провода всегда делал не внахлёст(высоковольтники не пересекались).
И главное - должен ли трансформатор при работе греться в принципе?